Ведение страницы в социальных сетях должно соответствовать требованиям:
- Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 347-ФЗ (о маркировке рекламы)
- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Закон о рекламе)

С 1 сентября 2023 года начинают действовать штрафы за рекламу в интернете без маркировки.

Начиная с 1 сентября 2022 года, обязательным требованием стало маркировать рекламу в интернете. Вся онлайн-реклама должна иметь уникальный идентификатор, а информацию о ней необходимо направлять в Роскомнадзор. Это обязаны выполнять и рекламодатели, и распространители рекламы через оператора рекламных данных (ОРД).

Тем, кто НЕ маркирует рекламу, грозят штрафы:

  • для физлиц – от 30 до 100 тыс. рублей;
  • должностных лиц – от 100 до 200 тыс. рублей;
  • юрлиц – от 200 до 500 тыс. рублей.

Какая реклама подлежит маркировке?

Необходимо маркировать всю информацию в интернете, которая считается рекламой и распространяется на территории РФ. При этом перечень форм и форматов не определен.

Реклама, согласно закону, соответствует трем критериям:

  • адресована неопределенному кругу лиц;

  • создана для привлечения внимания к объекту рекламирования, вызывает к нему интерес и продвигает на рынке;

  • передается в любой форме и любыми способами.

 

Федеральная Антимонопольная Служба разъясняет, что является рекламой и что не является ей:

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» даёт определение рекламы, под которой понимается информация, распространённая любым способом, в любой форме и с  использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вместе с тем согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» настоящий закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещённая на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, а также на страницах производителя или продавца данных товаров в социальных сетях в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создаётся с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, её товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объём сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора.

Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Вместе с тем в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте и на страницах в социальных сетях информация о товарах, услугах направлена не столько на информирование потребителя о деятельности компании, в том числе об ассортименте производимых или реализуемых товаров, работ, услуг, ценах, сколько на привлечение внимания к конкретному лицу, его товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц, всплывающего окна и т.п.), такая информация может быть признана рекламой, и на такую информацию распространяются требования Федерального закона «О рекламе».
(официальный ответ ФАС на запрос о признаках рекламы в сети Интернет)

Мы выделили ключевые тезисы в ответе.

 

Таким образом, чтобы не получить штраф за нарушение законодательства в сфере размещения рекламы и ее маркировки, страница магазина Светофор в социальной сети должна соответствовать следующим условиям:

1. Название. Должно позволять однозначно идентифицировать страницу магазина.

Правильно: {Магазин} Светофор, город, улица, номер дома. Например, Магазин Светофор, г. Москва, ул. Иванова 1/1 Поскольку название группы может быть ограничено числом символов, можно не указывать слово «магазин». Остальные топонимы должны быть указаны. Это позволяет однозначно идентифицировать страницу магазина с привязкой к конкретной торговой точке.

Неправильно: Светофор на расточке, Магазин низких цен на Иванова, Светофор на Иванова. Такие названия группы/страницы в социальной сети не позволяют однозначно идентифицировать магазин и информационный источник, а значит нарушает пункт 3 части 2 статьи Федерального закона «О рекламе»

 

2. Описание. В социальной сети ВКонтакте размещается в разделе «Подробная информация».

Согласно требованиям Закона о Рекламе, если страница является официальной для магазина/торговой точки/ в разделе информация должны быть опубликованы:

Обязательно: Название юрлица, ИНН, ОГРН,

Не обязательно: Юридический адрес, адрес для обратной связи.

Таким образом, чтобы страница считалась официальной, в разделе «дополнительная информация» должно быть опубликовано:
Официальная страница магазина Светофор, г. Москва, ул. Иванова 1/1, ИНН 7788996655 ОГРН 987654321, ООО «Торгсервис-150» (вся эта информация является публичной и размещена на информационной табличке с режимом работы магазина)

Далее публикуете остальную, необходимую для работы информацию – время работы, схемы проезда, информацию для обратной связи и т.п.

Кроме того, публикация реквизитов юрлица может помочь в восстановлении доступа к группе, если лицо, ответственное за ее ведение прекратило сотрудничество с организацией-магазином, и не предоставило доступ новому лицу. Даже в случае смены тематики группы вы можете восстановить доступ, прислав администрации сети ВКонтакте копии документов, подтверждающие официальную информацию, размещенную в описании группы.

 

3. Публикация информации в социальной сети ВКонтакте.

Будем считать, что страницу магазина / группы вы уже оформили в соответствии с необходимыми требованиями.

Чтобы информация в вашей группе/странице не считалась рекламой, согласно разъяснениям ФАС, необходимо:

Начинать каждый пост словами:
- Информация для покупателей магазина Светофор
- Информация для участников и гостей нашей группы
- Информация для наших подписчиков
- и т.д. по аналогии

Ключевые моменты:
1. Важно указывать, что вы размещаете информацию, а не рекламу. 2. Важно определить круг потребителей: Участники группы, посетители магазина Светофор, женщины, дети и т.п. объединенные по какому-либо признаку. Пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» даёт определение рекламы, под которой понимается информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц. Определяя группы лиц, вы, формально, не попадаете под действие этого пункта.

 

Содержание поста / сообщения

Согласно разъяснению ФАС, информация о товарах и услугах, размещенная без выделения каких-либо товаров любыми способами, не считается рекламой, кроме оговоренных моментов.

То есть, если в одном сообщении вы публикуете информацию об одном товаре, это может трактоваться двояко. С одной стороны, если все последующие посты/сообщения не отличаются по форме/манере подачи информации, то никакой товар не выделяется, а значит и не считается рекламой. С другой стороны, при желании отличия могут быть найдены.

Поэтому чтобы нивелировать этот пункт, старайтесь публиковать в одном посте/сообщении информацию о нескольких товарах, не выделяя никакой из них. Наиболее оптимальным будет размещение текстовой информации о наименовании товара и его стоимости, с указанием только минимально необходимых характеристик. Если вы сопровождаете текстовую информацию дополнительными графическими материалами, старайтесь выполнять их в одинаковом стиле. Если графическое содержание не соответствует реальному изображению товара, дополняйте графический материал пометкой «носит информационный характер» «может отличаться от оригинала» и т.п.

Обязательно ли текстовое дублирование графической информации? Это делать желательно, чтобы графические материалы не были приняты за рекламные баннеры.

 

Что запрещено использовать в постах/сообщениях?

Запрещенные методы и товары перечислены в ст. 6, ст. 7 Федерального закона о Рекламе от 13.03.2006 N 38-ФЗ

Нельзя рекламировать алкоголь, табачные изделия. Нежелательна реклама энергетических напитков. Они хоть и не являются запрещенными в рекламе, но ограничены в продаже лицам, не достигшим 18 лет в большинстве регионов.

Категорически нельзя использовать сравнение с другими сетями, реализующими аналогичный товар, с указанием названия сети. Это – нарушение п. 2 ст. 5 Закона о рекламе. Можно использовать словосочетание «другой магазин» и аналогичные, не позволяющие идентифицировать магазин конкурента однозначно.

Нельзя: использовать словосочетания, показывающие безусловное превосходство в какой-либо характеристике товара:

«Самая низкая цена», «цены ниже быть не может», «Лучшее качество за эту цену» и т.п.

Можно использовать словосочетания, допускающие исключения из указанного:

«пожалуй, самая низкая цена» «Возможно, цен ниже не бывает» «Вероятно, лучшее качество за эту цену» и т.д.

Полный перечень требований содержанию рекламы и запрещенных методов вы найдете в ст. 5 закона N38-ФЗ.

 

Размещение информации со словосочетанием «Купить», «Приобрести» и т.п.

Некоторые магазины сотрудничают на коммерческой основе с сайтами, имитирующими интернет-магазин с возможностью заказа товаров. Деятельность таких ресурсов регулируется помимо Законов о рекламе, рядом других требований и законов, и рассматриваться в этой статье не будет. Но если вы размещаете информацию о товаре, и приводите ссылку, перейдя по которой посетитель может приобрести товар, эта информация может быть признана рекламной с высокой степенью вероятности, т.к. содержит призыв к прикупке товара и способ его приобретения. А значит она подлежит обязательной маркировке и должна содержать токен erid и пометку «реклама» с указанием юрлица, осуществляющего продажу товара.

Если вы самостоятельно ставите на посте/сообщении пометку «Реклама», этот пост будет однозначно трактоваться ФАС, как рекламный, и в случае отсутствия токена erid и регистрации креатива у оператора рекламных данных, вы может быть оштрафованы за каждый такой пост.   

 

Требования постам, содержащим рекламу товаров и услуг сторонних лиц. 

Если вы размещаете на вашей странице информацию о товарах, услугах и деятельности, не относящейся к сети магазинов Светофор, то такая информация подлежит обязательной регистрации креатива у Оператора рекламных данных (ОРД) и получению токена erid. За исключением случаев, оговоренных в Законе о маркировке рекламы в Интернете. А именно:

Не нужно маркировать

  • социальную рекламу (для нее есть свой оператор);
  • теле- и радио рекламу, если она подается в интернете в неизменном виде.
  • информацию, которая:
    не содержит объект рекламирования (название организаций, товаров и других сведений, которые выделяют конкретное лицо или товар среди множества однородных);
    не направлена на продвижение товара на рынке;
    не формирует интерес к товару.
  • информация о спонсорах и партнерах в виде их логотипов в специальном разделе сайта в обычном едином стиле;
  • отзывы о товаре в специальном разделе сайта;

Дополнительные разъяснения по маркировке рекламы в Интернет вы можете найти в Письме ФАС от 25.09.2019 № АК/83509/19

Если у вас нет возможности вести страницу/группу вашего магазина в социальной сети, но есть такая потребность, администрация сайта может сделать это за вам (на возмездной основе, с заключением официального договора и официальной оплатой услуг с подтверждающими документами)

Если у вас есть вопросы по маркировке рекламы или по ведению страницы вашего магазина в сети ВКонтакте, вы можете задать их, заполнив форму ниже.

Обратите внимание: С помощью этой формы вы можете задать вопрос только по ведению социальных сетей и маркировке рекламы, а так же запросить условия ведения страницы магазина Светофор в социальной сети ВКонтакте. Любые другие вопросы игнорируются.